Недовольство собой. Советы психолога
Недовольство собой — это одна из самых распространённых личностных проблем. Многие из нас часто упрекают себя за какие-либо давно сказанные слова или действия, за нынешнюю неприятную для нас ситуацию, как мы к ней относимся и как бы мы хотели относится к ней. Возможно, нам действительно не хватает чего-то важного, чтобы почувствовать полноту жизни или же мы прилагаем недостаточно усилий, чтобы изменить имеющие пробелы в жизни. В таком случае часто люди начинают ругать себя, хотя, иногда, в действительности многие ситуации происходят не по нашей воле, а если и по нашей, предпринимать что-то кардинальное мы не хотим по причинам: «а вдруг так будет только хуже», «вроде не все так плохо», «я не справлюсь» и т.д. Отсюда наше недовольство собой и неприятные для нас последствия, но всё же корень зла находится внутри самого человека, ведь не все люди, испытывая жизненные или иные трудности на своём пути недовольны собой.
Для наглядности, давайте перечислим признаки человека недовольного собой:
- Не умеет говорить нет; тяжело отказывает;
- Безосновательное чувство вины;
- Повышенная тревожность; страх перед новым;
- Перфекционизм в сочетании с боязнью ответственности;
- Мнительность и нерешительность; склонен к сомнениям;
- Непринятие себя таким, каким он есть;
- Болезненно воспринимает любую критику;
- Неуважение к собственным границам.
Недовольство собой, с точки зрения психологов, выражается в непринятии себя, нелюбви к себе.
Откуда это берётся?
Если порассуждать более глубинно, то недовольство собой начинается еще в подростковом периоде, когда внешняя ситуация, либо нам подвластна и мы чувствуем себя уверенно, либо значимое для нас в этом периоде не получается, «не проигрывается» и в нас вселяется чувство неуверенности.
В подростковом периоде значимым для подростка являются его социальные связи со сверстниками, независимость и самостоятельность. При верной поддержке родителей и любви к своему ребенку данный возрастной период проходит гладко, и мы не испытываем с недовольством проблем, но в случае обратного стечения обстоятельств мы можем познакомиться столь неприятным для нас чувством.
Наихудшие последствия
Если в течение времени неуверенность не преодолелась, то это начинает приводить к значительным нарушениям в психике и поведении в зрелом возрасте. Недовольство может проявляться по-разному: у кого-то развивается патологическая зависимость от мнения окружающих людей, кто-то переживает постоянную тревогу и избегание решать возникшие проблемы, принимать самостоятельные решения, совершать какие-либо самостоятельные действия. А в некоторых случаях уровень самооценки падает настолько низко, что человек уже даже самого себя не воспринимает как самостоятельную личность, пытаясь жить чужими советами.
Также возрастные периоды могут привести к определённым проблемам, которые могут выражаться в затруднении общения с другими людьми, к переживаниям, к саморазрушительным действиям (т.е. употребление алкоголя, наркотиков, самоповреждающее поведение, суицидальные и дисморфофобические мысли (убежденность, что человек некрасив, уродлив), нарушение половой идентичности, комплекс неполноценности).
В период разладов в психической деятельности следует обратиться к психологам, психотерапевтам, в случае суицидальных мыслей и аутоагрессивных тенденций — к психиатрам.
Что делать, если я недовольный собой человек?
Во-первых, не паниковать. Любая проблема решается и наше мировоззрение по отношению к себе тоже можно изменить. Но как? — спросите Вы, а вот как…
Советы психолога по улучшению качества жизни недовольного собой человека:
Самый важное действие на пути к «исцелению» — это признание проблемы, затем осознание и выявление тех черт характера или манер поведения, которые мешают жить легко и свободно. Далее – очень важно понять, что нужно сделать конкретно, чтобы начать меняться – становится более уверенным в себе. Для каждого человека это будут свои индивидуально необходимые шаги.
Источник
Я постоянно чувствую себя глупым
«О чем они говорят?» — иногда мы не очень понимаем то, о чем непринужденно рассуждают собеседники. Но некоторые воспринимают это как доказательство собственной никчемности. Откуда берется такая недооценка собственного «Я»?
«Приятель привел меня в компанию друзей-киноманов. Они сыпали цитатами из фильмов, а я чувствовала себя неловко и глупо улыбалась, потому что не помнила ни одной остроумной реплики». Многим из нас случалось попадать в такую ситуацию. Но Марина, героиня этого рассказа, делает из заурядного случая вывод: «Я необразованна и глупа».
«Люди, считающие себя глупцами, абсолютно искренни, — говорит психотерапевт Елена Соколова. — Их чувства вызваны ощущением несоответствия между тем, кем они представляют себя (обладателем многих талантов) и являются на самом деле (человеком с разными достоинствами и недостатками). Поэтому им кажется, что они постоянно делают и говорят что-то не так». На самом деле им необходимо разобраться в себе.
Размытая идентичность
«Люди, склонные воспринимать себя некомпетентными, нуждаются в постоянном подтверждении своей состоятельности, — продолжает Елена Соколова. — Для этого они «используют» окружающих, но только если те восхищаются их умом и другими «достоинствами».
Но, когда другой человек в чем-то превосходит их, признать это, то есть реалистично увидеть себя, им настолько трудно, что (если не удается обесценить достоинства других) они предпочтут приписать себе тотальную глупость. Ведь с такого человека и спроса нет».
«С цифрами мне работать легче, чем с людьми»
Наталья, 36 лет, бухгалтер: «С самого детства мне было трудно на равных общаться со сверстниками. Мне всегда казалось, что я недотягиваю до их интеллектуального уровня. Хотя в школе я любила точные науки, особенно математику. Выбирая вуз, я знала, что с цифрами мне будет работать проще, чем с людьми, поэтому пошла на экономический факультет университета. Потом сменила несколько фирм. Наконец, устроилась на работу по специальности. Через некоторое время шеф сделал меня своей правой рукой. Пришлось учиться руководить, невзирая на страхи выглядеть глупо. Случались, конечно, провалы и недоразумения, но со временем моя старая проблема перестала меня тревожить. Теперь я стараюсь минимально ориентироваться на мнение других и не сравниваю себя с каждым, кто окажется рядом со мной, — просто прислушиваюсь к себе».
Преувеличенная ценность интеллекта
Кажется парадоксом, но такие люди плохо разбираются в нюансах чувств и мотивах поведения других людей, им трудно испытать доверие и привязанность, может быть, поэтому они бессознательно переоценивают значимость интеллекта. «Нередко в детстве они ощущали эмоциональный голод, нехватку тепла и любви, — считает Елена Соколова. — Даже став взрослыми, они продолжают вести себя с окружающими как дети, старающиеся заслужить благосклонность родителей блеском своего ума и стремлением соответствовать их идеалам».
Кроме того, поскольку интеллект в обществе высоко востребован, пеняющий на собственную глупость — это человек, сверх меры ориентированный на социальные ценности и испытывающий сильное желание им соответствовать.
Завышенные требования
Ощущение собственной глупости — это и следствие завышенных требований к себе, идущих из детства. Ребенок, которого близкие считают самым лучшим (или, наоборот, недооценивают), привыкает строить отношения с другими, исходя из того, как он будет выглядеть в их глазах. Поэтому любое общение вызывает у него тревогу и страх утратить вновь уверенность в себе. Его неспособность поддержать беседу усугубляется уничижительными мыслями. А после встречи, наедине с собой, такой человек сурово корит и в очередной раз убеждает себя в своей глупости.
Источник
Чувствую себя тупым, что со мной
А что делать, если это просто невозможно, если ты не воспринимаешь информацию? Ответа нет. И хотя я узнал себя в некоторых описаниях, ответа на вопрос, почему я чувствую себя тупым, так и не было.
Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу
по ее способности взбираться на дерево,
она проживет всю жизнь, считая себя дурой.
Читаю предложение в десятый раз. Пытаюсь вникнуть, но не могу. Фокус рассеивается, буквы отъезжают в сторону. В мозгу — пустота.
Как, когда операционка заглючила? Вроде бы компьютер работающий, но подвис. И сделать с ним что-либо невозможно.
Так и я в свои 16 лет чувствую себя тупым.
В школе
До шестого класса я учился очень хорошо. Особенно мне давались математика, физика и химия. Я даже считал себя умнее многих, потому что темы, интересовавшие меня, — как звезды сосуществуют в пространстве космоса, как устроен мир, в чем вообще смысл жизни, — казались взрослее интересов одноклассников. Ездил на олимпиады, привозил грамоты с республиканских соревнований.
Тупость появилась где-то в 10-м классе. Нас уже готовили к тому, что в предстоящем году придется усиленно заниматься, чтобы весь лицейный класс поступил в вузы. Я сильно стрессовал: «Как я сдам выпускные экзамены, если тупо ничего не понимаю?»
Для меня было почти невозможно сфокусироваться на словах преподавателя. Буквы, отдельные слова я воспринимал, помнил их значение, но осмыслить целиком не мог. В голове словно был белый шум: кто-то что-то говорит, а я просто ничего не понимаю — муть.
Во время перемен, обеспокоенный своим состоянием, я с трудом мог с кем-то разговаривать. Просто не находил, что ответить, все казалось невпопад. И все воспринималось бессмысленным. Разговоры о вечеринках и тусовках в городе, даже о девушках меня не цепляли. Машины, новые мобильные приложения… мне это было неинтересно. Мне казалось, что я уже ничего не хочу в жизни. Я зависал, тупил, не мог поддержать разговор. Что говорить, что делать, если чувствуешь себя тупым? Как вообще дальше существовать в этом мире?
Когда я впервые заговорил об этом с мамой, она не смогла понять меня. Я услышал:
— Прекрати жаловаться.
— Возьми на себя ответственность, ты же растешь мужчиной.
— Учись усерднее, и будешь ощущать себя лучше.
— А я тебе говорила выбросить свои стрелялки.
— Что значит, не знаешь, что сказать? Значит, через силу бери и общайся!
— Ты вообще странный какой-то.
Поскольку я уже стал получать тройки и двойки, они с отцом очень скептично отнеслись к моей идее поступать на факультет искусственного интеллекта. Говорили, что эта сфера слишком крутая и я в ней не пробьюсь.
Я однажды случайно подслушал их разговор, они говорили, что уже не ждут от меня успехов. Они надеялись, что я «стану человеком», а теперь думают перевести меня в обычную школу, чтобы по окончании я получил аттестат с более высокими оценками. Я почувствовал боль, унижение и обиду.
Я закрывался в своей комнате и часами играл в компьютерные игры. Там встречался с друзьями, которых в реале никогда не видел. Мы играли и параллельно общались. Они советовали, что почитать из фантастики, и потом делились впечатлениями. Было ощущение, что они мне ближе, чем знакомые в реальной жизни. Но даже им я не рассказал, что чувствую себя тупым и никчемным.
Иногда я вообще ни с кем не разговаривал. Просто выезжал на своем велике в город и колесил допоздна. Домой возвращаться не хотелось: одному, под звездами было спокойней. А когда родителей дома не было, я включал колонки на такую громкость, что стены ходуном ходили. Так я мог изолировать себя от всего, что было за ними.
Что советуют психологи
Вопрос, который ставит меня в тупик:
сумасшедший я или все вокруг меня?
Я не знал, что со мной происходит. Всерьез задумывался о том, что это признак какой-то формы юношеского слабоумия. Потому что были моменты, когда я боялся сойти с ума от чтения материала по физике или тупо от попыток понять, что говорит препод.
С таким вопросом, надеясь найти ответ, я зашел в интернет. На сайтах и форумах психологи пытались объяснить это состояние и давали советы, мало доступные к применению:
А что делать, если это просто невозможно, если ты не воспринимаешь информацию?
Ответа нет.
И хотя я узнал себя в некоторых описаниях, ответа на вопрос, почему я чувствую себя тупым, так и не было.
Я звуковик. И я — нормальный
Самое непостижимое в этом мире
— это то, что он постижим.
Когда я нашел статью про звуковой вектор, я узнал себя в описаниях. Я понял, что со мной происходило и почему, откуда этот белый шум в моей голове. Оказывается, всему есть объяснение.
Я звуковик. И я — нормальный.
Звуки
Особенность психики звуковиков в том, что орган слуха у нас особенно чувствительный. Что это значит?
Именно через уши мы особенно чутко воспринимаем внешний мир: шум города, разговоры людей, музыку, звонки на перемену, шелест дождя и порывы ветра.
Помню период, когда по ночам я вздрагивал от резкого голоса мамы, которая взрывалась на отца. Она врывалась в мою комнату, включала свет, не обращая внимания на то, что я уже сплю, и пыталась сделать меня судьей в их споре. Такие выдергивания повторялись часто, и я заметил, что стал с невероятным трудом засыпать, а сам сон был очень чутким.
Режим «с 23:00 до 7:00» не помогал. Я не мог уснуть, если хоть немного слышал работающий телевизор в комнате родителей или если кто-то из них ходил из комнаты на кухню и обратно. Легко просыпался от громких разговоров соседей за стеной или от дыхания кошки, когда она приходила поспать ко мне на подушку. Чтобы уснуть, мне нужна была стерильная тишина.
Смыслы
Звуковики — это люди, особенно чувствительные к смыслу слов. Даже если на нас не кричат, нам достаточно просто понимать, что именно человек подразумевает за словами «дурак», «идиот», «ты — никто», чтобы это доставило нам боль. Бесконечную болтовню сверстников о тусовках и гаджетах мы автоматически начинаем воспринимать как ненужный гул.
Когда внешний мир постоянно атакует нас оскорблениями и бессмысленным шумом, мы начинаем уходить в себя в поисках ответа на главные вопросы: кто я и зачем я существую. Тогда наушники с громкой музыкой и компьютерные игры становятся бронированной стеной, за которой мы можем передохнуть от атаки внешнего мира. Мы ищем ответ внутри себя:
Я понял, что жизнь вовне для меня наполнена болью. Невозможность сосредотачиваться и воспринимать информацию — это защитная реакция моей психики на бешеный поток болезненных звуков и смыслов. С одной стороны, громкие споры родителей и одноклассников, с другой — потеря себя и смысла жизни.
Одноклассники тоже не знали, чего хотят. Но их, по крайней мере, удовлетворяли мысли о юрфаке или педагогическом и что в случае чего родители пристроят их через своих знакомых. А мне для будущего всегда казалось мало просто ходить на работу. Непонятно — зачем? Просто получать деньги, чтобы тупо прокормить семью? Какой в этом смысл?
ЫВДАОФВДАОФЫВЖАО
Все знают, что это невозможно.
Но вот приходит невежда, которому это неизвестно
— он-то и делает открытие.
На тренинге Юрия Бурлана я получил ответы на свои вопросы. Понял себя и людей, которые меня окружают, наши с ними отличия. Благодаря этому вернуться в реальность и воспринимать то, что говорят другие, стало просто и увлекательно. Но главное, что в многообразном проявлении мира людей и явлений я начал различать систему. Часто я выхожу на балкон и наблюдаю, как облака меняют свою форму вследствие рассеяния света водяным паром и частицами льда. Ночью — за звездным небом. Я наполняюсь тишиной и осознанием себя частью чего-то большего, единого целого, того, что продолжает светить, когда самих звезд уже не существует.
Томас Эдисон заговорил лишь к четырем годам. В 11 лет он оглох, в 12 был назван «отсталым» и отправлен на домашнее обучение.
Позже он стал изобретателем и предпринимателем. Он изобрел фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал лучший вариант электрической лампы накаливания.
Альберт Эйнштейн долго не мог научиться говорить. Домашняя прислуга называла его «тупицей». Родственник посчитал его «умственно недоразвитым». А. Эйнштейн был выгнан учителем из школы. Другой преподаватель сказал, что из него никогда не выйдет чего-то путного. Эйнштейн стал светилом физики. Он разработал закон взаимосвязи массы и энергии, Специальную и Общую теории относительности, квантовые теории фотоэффекта и теплоемкости и многое другое.
Константин Циолковский в 11 лет оглох. Разобщился с людьми, не мог обучаться, остался на второй год, а в третьем классе был отчислен. Позже он стал изобретателем и философом. Заложил основу теоретической космонавтики, написал труды по аэронавтике, ракетодинамике.
Бенджамин Франклин — два класса образования, самоучка. Годы спустя — лучший изобретатель, дипломат, ученый, писатель и бизнес-стратег. Доказал электрическую природу молнии и изобрел стержень, позволяющий ее приручить. Построил экономичные печи, открыл Гольфстрим, создал бифокальные очки и новый музыкальный инструмент — стеклянную гармонику.
Исаак Ньютон в детстве и юности был молчаливым, замкнутым в себе и обособленным. Стал одним из создателей классической физики. Открыл закон всемирного тяготения и три закона механики. Математик, астроном.
Все эти гении — люди со звуковым вектором. Именно звуковиков часто считают тупыми, не от мира сего, ставят им диагноз аутизм. Они и сами себя ощущают странными.
Но каждый звуковик в потенциале — гений. Только не каждый пока знает, на что способно его бессознательное…
Источник