Меню

Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека

Эмоциональное состояние человека. Нейрофизиология эмоций

Эмоциональный спектр и гамма чувств индивидуальны и уникальны у каждого человека, этому предшествуют особенности и закономерности протекания и проявления физиологических реакций в организме человека.

Эмоции возникают как определенные реакции на стимулы внешней среды, с которой человек активно взаимодействует. Чаще всего, их проявление воспринимается человеком, как адекватное выражение чувств. Эмоции могут быть различны по яркости переживания, интенсивности, длительности, иметь положительный или отрицательный заряд, тем самым влиять на тонус человека и, в дальнейшем, на его активность и деятельность. Один и тот же стимул у двух разных людей может вызвать разное проявление эмоций. Это связано не только с физиологией человека и с его личностными особенностями, а также с имеющимся жизненным опытом, прошлым, ценностями, воспитанием в семье и многим другим. Поэтому, мы различны не только в том, как проявляем эмоции, но и в том, как их переживаем.

Воздействие на эмоциональное состояние человека

Если не брать во внимание аффективные расстройства (патологические изменения настроения, как психические заболевания), а рассматривать обычное эмоциональное состояние, следует обратить внимание, что переживать различные эмоции не только нормально, но и полезно!

Управление эмоциональным состоянием позволяет научиться взаимодействовать со своим миром эмоций, лучше его понимать и принимать. В этой статье мы рассмотрим физиологические особенности проявления эмоциональных состояний.

Что влияет на эмоциональное состояние человека?

Наши эмоции имеют физиологическую основу – это результат нейрохимических (нейромедиаторных) процессов в организме человека. Нейрорегуляторы (нейротрансмиттеры и нейрогормоны) отвечают за передачу сигналов из головного мозга по центральной нервной системе (ЦНС), когда информация передается между нейронами. Они влияют на появление тех или иных эмоциональных переживаний, которые могут зависеть от состояния соматического здоровья, генетических факторов и прошлого жизненного опыта человека.

Серотонин, как гормон радости, влияет на поддержание тонуса мышц, вызывая ощущение бодрости. Он поддерживает внимание человека, обеспечивая познавательную активность. Серотонин отвечает также за стрессоустойчивость, что объясняет, почему некоторые люди при малейших неудачах теряют над эмоциями контроль и впадают в отчаяние, а некоторые остаются держаться на плаву.

По одной из теорий, низкий уровень серотонина в мозгу соответствует депрессии, высокий – мании. Другая теория утверждает, что пониженная активность серотонина позволяет низкому уровню катехоламинов вызывать депрессию, а высокому уровню – манию .

Но нарушение баланса (количества) серотонина в синаптической щели может приводить не только к возникновению депрессии, но и повышению тревоги, появлению фобий, панических атак, навязчивых мислей (обсессий) и действий (компульсий), изменения пищевого поведения.

Также считается, что серотонин принимает участие во многих центральных процессах: восприятие боли, агрессия, память, аппетит, терморегуляция, контроль кровяного давления, сердечного ритма, частоты дыхания.

Дофамин вырабатывается при приеме пищи, тактильных контактах, интимной близости и отвечает за хорошее настроение, общий тонус организма. Этот гормон начинает вырабатываться даже при мыслях о вознаграждениях или успехе в будущем! Можно предположить, что, приступая к работе и думая о будущем успехе, мы, наверное, не склонны доводить свою работу до конца, в связи с тем, что уже получили необходимую дозу этого вещества. Но нужно также понимать, что дофамин дает вам лишь обещание счастья и успеха!

Дофамин участвует в мотивации человека, в принятии решений и поведения, и определенных эмоциональных реакциях, так как мы испытываем наслаждение даже тогда, когда по-настоящему его еще не получили. К примеру, мы только начали думать о том, каким образом лучше всего поступить, мозг уже подсказывает решение, что «когда-то в опыте у нас было вот так вот и нам было хорошо», что служит объяснением «случайных» покупок, зависимости алкогольной и отношений!

Читайте также:  Целый день чувство тревоги

Дофамин играет роль в формировании чувства любви, а также когнитивной деятельности. Недостаточность дофаминергической передачи приводит к замедлению когнитивных процессов. Дофамин учавствует в осуществлении мышления и перцепции (percipio ощущаю, воспринимаю).

Шизофрения, при которой отмечаются галлюцинации, иллюзии, расстройства мышления и эмоциональная неадекватность или апатия, связана с нарушениями в дофаминовой передаче в мезолимбической и, возможно, мезокортикальной областях мозга. В основном психотические симптомы шизофрении являются результатом гипердофаминэргического состояния.

Норадреналин влияет на мобилизацию сил в организме, движении «напролом», необдуманные поступки, сиюминутные решения и самосохранение. Норадреналин включается тогда, когда организм ощущает некую угрозу, что проявляется в таких реакциях, как бежать или бить. Например, в споре, когда нам нужно постоять за себя, у нас вырабатывается больше норадреналина.

Норадреналин играет определенную роль в таких физиологических функциях как ритм сна, боль, страх и возбуждение.

Предполагается, что норадреналинэргическая система принимает участие в осуществлении ориентировки. Считается, что норадреналин имеет важное значение для формирования настроения, и соответственно он может иметь отношение к расстройствам настроения и тревожным расстройствам.

Предполагается, что норадреналин участвует в развитии разнообразных расстройств движения (болезнь Паркинсона, синдром Туретта, акатизию (расстройство, которые заключаются в постоянном двигательном беспокойстве, может быть связано с приемом нейролептиков),

Выработка эндорфинов влияет на появление состояния эйфории и ощущения счастья. Эндорфины стабилизуют жизненные показатели организма, гармонизируют системы человека. Когда мы, испытав сильный стресс, через некоторое время начинаем чувствовать некий подъем. Регенеративная функция организма восстанавливает наши системы, в том числе и эмоциональный баланс.

Окситоцин понижает чувство страха и тревоги в общении, вызывает чувство удовлетворения и повышении доверия. Это гормон доверительных отношений.

Уверенность в своих силах и возможностях, зависит от количества тестостерона в крови. Этот гормон интенсивно выделяется при выигрыше, победах, соревнованиях или конкурсах, конкурентных ситуациях, где победа усиливает его выработку, а человек ощущает потребность и дальше двигаться в достижении своей цели.

Восприятие эмоционального состояния человеком

У вас есть возможность переживать различные эмоциональные реакции, так же, как и возможность выбора конкретного эмоционального состояния. Понимая, как устроен человеческий организм, физиологические основы эмоций, вы можете учиться воздействовать на эмоциональное состояние, корректировать его, тем самым, влияя на свой день и жизнь в целом!

Источник

23. Эмоции. Нейрофизиологические основы, механизмы эмоций.

Эмоцииярко выраженные переживания организма в виде удо­вольствия или неудовольствия. В качестве внутренних раздражителей выступают пато­логические процессы (заболевания внутренних органов), перепол­нение внутренних полых органов (желудка, мочевого пузыря, ки­шечника). Внешние раздражители — это неприятные или, напро­тив, приятные ситуации, болевые воздействия и т. д.

Классификация эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние — эмоция — аффект. Положительные и отрица­тельные эмоции. Стенически­е (повышение активности организма) и астенические (угнетение деятельности организма). Основные эмоции: 1) радость; 2) интерес; 3) удив­ление; 4) горе; 5) отвращение; 6) гнев; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд.

Состояние организма во время эмоций сопровождается значи­тельными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции. Внешние проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ, отчетливее всего в лобных областях.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур выходит генерализованно, т. е. эмоциональное возбуждение — это интегрированное возбуждение всего мозга. Для лимбической системы характерны многочисленные цепи возбуждения. Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопро­вождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биоло­гических реакций.

Читайте также:  Осязательные чувства что это такое

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмо­циональной тупостью и растормаживанием биологических реак­ций. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрес­сии. Распо­знавание мимики в большей степени связано с функцией право­го полушария. При вык­лючении левого полушария улуч­шается распознавание эмоциональной окраски голоса. Экспрес­сивные реакции эмоций — мимика, движения глаз также связы­вают с функцией правого полушария.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. Дефицит норадреналина ведет к депрессии и состоянию тоски.

Теории возникновения эмоций. 1. Биологическая теория эмоций (Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может со­провождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в ре­зультате чего возникает положительная эмоция, т. е. входит в со­став афферентного синтеза, а также имеет место в структуре ак­цептора результата действия.

2. Потребностно-информационная теория эмоций (Симо­нов), согласно которой в основе появления эмоции лежат по­требность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак, П — сила и качество потребности, Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о существую­щих средствах, которыми реально располагает субъект.

Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен — возникает положительная эмоция в результате удовлетворения по­требности.

3.Косицкий. Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима оп­ределенная информация, энергия и время: если существующие у организма информация, энергия и время меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения.

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. 2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям. 3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмо­ции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья че­ловека.

Источник

Тема 4. Эмоции. Нейрофизиология эмоций, их проявление, значение эмоций

Эмоции (от латинского emoveo, emovere – потрясать, волновать) – особая форма психического отражения, которая непосредственно выражает субъективное отношение к объектам окружающего мира. Основное биологическое значение эмоций — оценить своё внутренне состояние, возникшую потребность и возможности её удовлетворения в результате уже реализуемого мотивационного поведения.

В последние годы установлена связь между длительными отрицательными эмоциональными состояниями и многими заболеваниями, в связи с чем возрос интерес к изучению проблемы эмоций.

Состояние эмоционального переживания сопровождается значительными изменениями функций почти всех органов и систем. Согласно теории Кеннона-Барда (30-е годы ХХ в.), психологические переживания и физиологические реакции возникают одновременно. Допускалось, что возбуждение, придя в таламус, делится на два потока: один идет в кору и вызывает субъективное переживание, а второй идет в гипоталамус, который управляет физиологическими реакциями в организме. Современные данные свидетельствуют в пользу данной теории.

Сущность биологической теории П.К. Анохина (1964) заключается в том, что особой чертой эмоционального состояния является его исключительность по отношению к другим состояниям. В связи с этим происходит почти моментальное объединение в единое целое всех функций организма, в том числе и эмоции как сигналов полезного или вредного воздействия на организм. Именно это свойство эмоций позволяет живым существам быстро и надежно оценивать свои потребности. При этом ощущение «потребности в чем-то» субъективно выражалось через неприятные, отрицательные эмоциональные состояния (например, голод, жажда). С биологической точки зрения это имело позитивный смысл, так как инициировало поведение, ориентированное на устранение возникшей потребности и, таким образом, смену знака эмоционального состояния с отрицательного на положительный при достижении состояния метаболического оптимума.

Читайте также:  Вырази свои чувства красиво

Следовательно, эмоции в жизнедеятельности организмов выступают в качестве биологического индикатора функционального статуса организма. Имея в своем распоряжении такой индикатор, организм начинает избегать нежелательных состояний не на основе учета колебаний параметров внутренней среды или других факторов, а исключительно на основе выраженности эмоций, сопровождающих соответствующее воздействие. При достижении человеком необходимого социально значимого результата у него возникает эмоция положительного качества, биологический смысл которой состоит в том, чтобы закрепить полезную поведенческую программу.

Согласно потребностно-информационной теории П.В. Симонова (1964) эмоциональный статус человека выступает как производное от «спроса», т.е. доминирующей потребности, и «предложения», т.е. возможности удовлетворения имеющейся доминирующей потребности. Для понимания их соотношения он предложил формулу:

Э = – П (Ин – Ис), где

Э – эмоция, её степень, качество; П – сила и качество потребности; Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми реально располагает субъект. Если объём информации и соответствующее ему мотивационное поведение недостаточны для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Данная теория была дополнена положениями, выдвинутыми Г.И. Косицким (1985). Он выделяет четыре стадии (степени) состояния напряжения (СН). Первая стадия характеризуется повышением работоспособности, внимания, она возникает при решении нешаблонных задач, тренирует организм. Вторая степень напряженности возникает при недостаточности сил для решения задачи во время СН1. Возникающая при этом отрицательная эмоция негодования, гнева часто сопровождается значительным возрастанием работоспособности, функций органов дыхания, кровообращения и др. реакциями, но при этом снижается возможность произвольного контроля. Третья степень состояния напряжения возникает при значительном недостатке информации, энергии и времени, несмотря на максимальную мобилизацию всех ресурсов организма. Психологически СН 3 – это состояние страха (ужас, тоска), резкое снижение интеллектуальных, энергетических, иммунных ресурсов организма, значительное снижение волевого контроля для достижения цели. Эта стадия разрушает здоровье, способствует заболеваниям. Четвертая стадия представляет собой невротическое заболевание, связанное с нарушением регуляторных механизмов.

Степень состояния напряжения зависит от многих факторов: жизненного опыта, физической тренированности организма и т.д.

Эмоции являются производными активности различных отделов мозга, как подкорковых образований, так и коры больших полушарий. Основными структурами, ответственными за проявление эмоций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым областям лимбической системы относятся элементы древней коры: гиппокамп, парагиппокампова извилина, поясная извилина и филогенетически старая структура обонятельного мозга (обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенный над миндалиной).

К подкорковым структурам в лимбической системе относятся миндалина, септальные ядра и переднее таламическое ядро. Афферентные и эфферентные связи структур лимбической системы как между собой, так и с другими отделами головного мозга очень разнообразны. Следовательно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга, а также лобные и височные области коры.

Состояние эмоционального переживания сопровождается значительными изменениями функций почти всех органов и систем. Различают следующие физиологические проявления эмоций (схема 2).

Источник